Распу́тин Валентин Григорьевич (р. 1937), русский писатель, публицист; Герой Социалистического Труда (1987). Представитель «деревенской прозы». В центре повестей «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976) - кризисные ситуации (похороны матери, дезертирство и самоубийство, исчезновение «малой родины»), трагические судьбы на фоне «уходящей» деревенской Руси. Образы праведниц-крестьянок, хранительниц национально-духовной общинной традиции, резко противопоставлены типам утративших корни полуселян-полугорожан; цивилизация демонически вторгается в божественно-прекрасную природу - символ патриархальной целостности мира. В повести «Пожар» (1985) с болью изображено торжество «бескорневых» героев. В публицистических статьях периода перестройки, воспринятой Распутиным как «диктат победившего бесстыдства», социальный идеал патриотически-православного государства противопоставлен «нравственному плюрализму» («Россия: дни и времена», 1993). Серия современных рассказов о разорённом и духовно пробуждающемся народе (в том числе «Нежданно-негаданно», «В больнице», оба 1997). Государственная премия СССР (1977, 1987).
* * *
РАСПУТИН Валентин Григорьевич - РАСПУ́ТИН Валентин Григорьевич (р. 15 марта 1937, поселок Усть-Уда Иркутской области), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1987), лауреат Государственной премии СССР (1977, 1978), лауреат премии А. И. Солженицына (см. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич). Драматизм и острота этических проблем, поиски опоры в мире народной крестьянской нравственности в повестях и рассказах о современной сельской жизни: «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Век живи - век люби» (1982), «Пожар» (1985), публицистических статей. Один из самых ярких представителей «деревенской прозы». В 1989-1991 годах - народный депутат СССР.
Окончил историко-филологический факультет Иркутского университета (1959), в течение ряда лет - до того, как стать профессиональным писателем, - работал журналистом в Сибири. В молодости дружил с А. В. Вампиловым (см. ВАМПИЛОВ Александр Валентинович). Жил в Москве и в Иркутске. Творчество Распутина во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов «Я забыл спросить у Лешки» (1961), за которым последовали другие: «Край возле самого неба» (1966), «Человек с того света» (1967). Основное место действия его произведений - Приангарье: сибирские деревни и поселки. Повесть «Деньги для Марии» (1967), конфликт которой основан на столкновении традиционных нравственных ценностей и материальных реалий современной жизни, принесла Распутину широкую известность. Следующая повесть «Последний срок» (1970) ознаменовала начало, самого продуктивного этапа творчества Распутина (1970-е гг.). К нему также относятся сборник рассказов «Вверх и вниз по течению» (1972), повести «Живи и помни» (1975) и «Прощание с Матерой» (1976) - вершина творчества писателя. Из произведений Распутина, созданных в последующие, во многом кризисные для писателя и, как ему представляется, для всей русской литературы годы, выделяется повесть «Пожар» (1985), воспроизводящая целый ряд мотивов повестей 1970-х гг., окрашенных в апокалиптические тона.
Распутин 1970-х гг. изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У. Фолкнером (см. ФОЛКНЕР Уильям) и Г. Гарсиа Маркесом (см. ГАРСИА МАРКЕС Габриель). Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси «земля» - «небо» - как система восходящих окружностей: от «житейской круговерти» до «вечного круговорота жизни» и круговращения небесных светил. В своем творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.
Главная героиня повести «Последний срок» - умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность к вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо ее детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил ее уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки (авторское повествование включает в себя обширные пласты не собственно прямой речи, представляющей мысли и переживания героев повести, прежде всего, самой Анны).
«Последний срок» - элегический пролог трагедии, которую запечатлевает Распутин в повести «Живи и помни» (1974): старуха Анна и ее непутевые дети все же собираются в ее «последний срок» под общей отцовской крышей, а вот дезертировавший из армии Андрей Гуськов (события, описываемые в «Живи и помни», относятся к концу Великой Отечественной войны) целиком отрезан от мира. Символ его безысходного одиночества и нравственного одичания - волчья нора на острове посреди Ангары, где он скрывается от людей и властей. Его жене Настене, тайком от людей навещающей мужа, всякий раз приходится переплывать реку - преодолевая водную преграду, которая во всех мифах отделяет мир живых от мира мертвых. Настена - подлинно трагическая героиня, оказывающаяся в положении невозможного выбора между любовью к мужу, (Андрей и Настена - венчанные в церкви муж и жена) и необходимостью жизни в миру, среди людей, ни в одном из которых она не может найти ни сочувствия, ни поддержки. Поселковая жизнь, окружающая героиню повести - уже не тот цельный гармоничный замкнутый в своих границах крестьянский космос, символом которого в «Последнем сроке» предстает изба Анны. Самоубийство Настены, уносящей с собой в глубокие воды еще одну народившуюся жизнь: ребенка Андрея, которого страстно желала и зачала с ним в его волчьем логове, становится трагическим искуплением вины Андрея, но не может вернуть ему человеческого облика.
Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матерой» (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести - история затопления расположенного на острове сибирского села Матеры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матера (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, - символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни - крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев - Павел - навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настене он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это - погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.
Девять лет спустя в повести «Пожар» (1985) Распутин вновь обращается к теме гибели общинного мира - на сей раз не в воде, а в огне, в пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка, символически возникшего на месте затопленной деревни. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Главный герой повести шофер Иван Петрович, с точки зрения которого описывается происходящее на горящих складах, - уже не прежний распутинский герой-праведник: он находится в неизбывном конфликте с самим собой, ищет и не может найти «простоту смысла жизни». Соответственно, усложняется и дисгармонизируется авторское видение мира. Отсюда - эстетическая двойственность стиля «Пожара», в котором запечатленный во всех подробностях образ горящих складов, соседствует с символико-аллегорическими обобщениями и публицистическими зарисовками «кочевого» быта леспромхоза.
Эти же публицистические интонации становятся все более ощутимы в прозе Распутина второй половины 1980-х - 1990-х гг. Аляповато-лубочное изображение в рассказах «Видение», «Вечером», «Нежданно-негаданно», «Новая профессия» (1997) нацелено на прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в России в постперестроечное время перемен. Вместе с тем, в лучших из них, таких как «Нежданно-негаданно» (история городской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути.